Межегейская средняя школа открылась в 1946 году как Алаакская начальная школа. Первый выпуск тувинских детей состоялся в 1976 году.
Школа по своим целям и задачам, ориентированная на будущее, стала инициатором нелегкой работы по преобразованию не только содержания образовательной деятельности школы, но и по сохранению культурных традиций населения, улучшению социальной жизни села.
Под руководством Института педагогики социальной работы РАО Межегейская средняя школа в 1991 году стала участником Всесоюзного эксперимента ВНИК «Школа – микрорайон» АПН СССР, работая над реализацией проблемы: «Социальная работа средствами художественно-эстетического воспитания школьников в сельском социуме». Основными задачами эксперимента были не только совершенствование содержания образования, но и преодоление социальной напряженности села, что заставило задуматься над созданием сельской социально-образовательной школы-комплекса с едиными целями и задачами в работе с детьми, подростками, молодежью и взрослым населением.
Следующим этапом стало начало в 1999 году эксперимента «Сельская социально- образовательная школа – комплекс – новый тип учебного заведения» (ясли – сад, школа, интернат, лагерь, фермерская школа, ВУЗ). Необходимо было создание условий и помощи ученику, молодежи в учении, труде в соответствии с его способностями, природными данными и возможностями на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных методик обучения, воспитания и развития, а также проектирование комплексных социальных работ в селе.
Благодаря творческой деятельности педагогов, был налажен механизм работы ученического самоуправления и введены дополнительные службы клубной деятельности, созданы объединения детей, молодежи и взрослых по их интересам и желанию, осуществлена планомерная разработка всего содержания образования школы-комплекса с интеграцией этнопедагогикой, этнопсихологией, этноэкологией, валеологией и сельскохозяйственным трудом. За годы педагогического эксперимента расширилась кружково-секционная и клубная деятельности, открылись филиалы, постепенно формировалась школа - комплекс.
В структуру современной Межегейской сельской социально-образовательной школы-комплекса входят:
- дошкольные образовательные учреждения «Сайзанак» (ясли) и «Хунчугеш» (детский сад);
- средняя общеобразовательная школа;
- фермерская школа (филиал профучилища №1 г.Кызыла);
- начальное профучилище олимпийского резерва (филиал детско-молодежной спортивной школы райцентра);
- пришкольный интернат;
- детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей Тандынского района;
- оздоровительный лагерь для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей из малообеспеченных семей;
- аратско-фермерское-хозяйство для прохождения учебной практики и организации сезонной трудовой бригады школьников, молодежи и взрослых;
- центр технического творчества (филиал республиканского Центра технического творчества школьников);
- учебно-консультационный пункт для очно-заочного обучения рабочей молодежи.
В настоящее время Межегейская общеобразовательная средняя школа как основатель сельской социально-образовательной школы –комплекса имеет высшую категорию, с 1997 года ежегодно является лауреатом конкурса «Школа года РФ», стала «Школой Века России».
В 1992 году, по итогам эксперимента «Школа – микрорайон», школа стала республиканским Центром социальной работы, начала готовить первых социальных педагогов республики, которые активно начали работать в годы становления рыночной экономики и реформы образования.
Сегодня школа-комплекс продолжает сотрудничать с Институтом педагогики социальной работы РАО, являясь его экспериментальной площадкой, реализуя педагогический эксперимент «Воспитание жизнеспособной личности средствами дополнительного образования в условиях сельской школы-комплекса», где заложены основные пути развития предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, а также начального профессионального образования молодежи.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение проводятся по социально-экономическим направлениям, организованы факультативы и спецкурсы по углубленному изучению истории, экономики, права, экономической и социальной географии, социологии, русский языка и литературы для подготовки учащихся в вузы и ссузы.
Профильное допрофессиональное обучение для сельской школы имеет значение для адаптации выпускников к жизни в селе и проводится как школьный компонент. С 1997г. работает фермерская школа по специальностям: тракторист- машинист широкого профиля, бухгалтер сельского хозяйства, хозяйка усадьбы, повар, социальный работник, что имеет практическое значение, особенно для тех выпускников, которые не имеют возможностей выехать учиться из-за отсутствия необходимых финансовых средств.
Практика учащихся фермерской школы проводится на базе аратско-фермерского хозяйства, открытого в Межегейской средней школе в 1998 году и вместе с учениками принимают участие в уходе за животными, трудятся на земле, сажая огородные культуры и наблюдая за посадкой зерновых культур, ухаживая за посаженными растениями, принимая участие в уборке урожая, приобретая навыки и умения, которые больше всего им пригодятся в сельской жизни.
В школе-комплексе работает система дополнительного образования учащихся, молодежи и взрослого населения. Содержание дополнительного образования тесно стыкуется с учебными планами и программой основного общего образования и фермерской школы, расширяя, углубляя содержание занятий школьников по интересам с учетом непрерывности и преемственности процессов обучения, воспитания и развития. Результатами работы является ежегодное поступление после окончания 9 класса основной школы в средние профессиональные учебные заведения 4-9 выпускников. В 2003году после 9 класса в ссузы поступили 4 человека, из 52 выпускников школы поступили в вузы- 8, ссузы- 7, ПУ-8 человек, что составляет 76 %. Остальные выпускники продолжают обучение в фермерской школе комплекса. Безработных и не занятых учебной деятельностью выпускников в селе не осталось.
В системе дополнительного образования создан Элективный центр технологии домохозяйства с охватом почти 100% учащихся, который в своем составе имеет следующие технологии:
- организация работ на фермерско- приусадебном хозяйстве;
- содержание домашнего скота;
- выращивание овощей, включая картофеля;
- консервирование овощей, ягод, грибов, рыбной продукции, мяса, молока для длительного их хранения;
- изготовление пряжи из шерсти;
- вышивание, вязание, кройка, шитье;
- резьба по дереву, камню;
- столярное дело;
- изготовление национальных музыкальных инструментов.
Содержание программы обучения на кружковых занятиях Элективного центра технологии домохозяйства тесно связано с содержанием уроков технологии в основной школе.
В системе дополнительного образования школы-комплекса работают элективные курсы, направленные на удовлетворение художественно-эстетического интереса отдельных учащихся, которые обучаются в школе искусств и получают соответствующее образование и «портфолио» с получением удостоверения.
В 1998 году открыт школьный лагерь для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малоимущих семей.
Здесь каждое лето имеют возможность не только отдохнуть, но и получить дополнительное образование через работу различных кружков и секций не только учащиеся Межегейской средней школы, но и всей республики. Оздоровительный лагерь школы-комплекса работает ежегодно четыре сезона, на одном из сезонов проводится учеба-семинар юных социальных педагогов (волонтеров) школ республики.
Межегейская школа –комплекс это образовательный и культурный центр села, где проходят культурно-массовые, научно- методические мероприятия, семинары и конференции как районного, так и республиканского уровня по проблемам социальной работы. Педагогический коллектив школы-комплекса – 70 человек, коллектив молодой, средний возраст педагогов комплекса – 32 года, молодежь до 30 лет составляет свыше 63%.
В школе-комплексе за годы образовательных экспериментов наработан определенный опыт по сохранению и привлечению молодежи в село, решены многие проблемы культурного досуга. Многие выпускники школы-комплекса, получив образование, вернулись в свое село, 28% учителей – выпускники школы.
Опыт сельской школы-комплекса доказал, что сельская школа, объединившись со всеми институтами воспитания (учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты) может изменить социальную напряженность села, помочь его жителям.
Школа-комплекс создает благоприятные условия для привития чувства привязанности выпускникам школы к земле, тем самым уменьшает поток миграции молодежи села в город.
Сущность системы основного и дополнительного образования настоящей школы- комплекса заключается в органическом слиянии школы с производством и социально-культурными сферами жизни в селе, что диктуется необходимостью адаптации выпускника к условиям фермерско-крестьянского образа жизни в селе и созданием социальной защищенности сельского выпускника. Тактическая ориентация школы- комплекса, работающей по данной модели, дает возможность выпускнику безболезненно в моральном и материальном плане остаться в селе.